Гений гнусных высказываний (с)
СВОД ЗАКОНОВ "ТАЙХОРЁ"
702-718 гг.
ЗАКОНЫ I-XV
содержаниеОт редактора.
О "Тайхорё". Вступительная статья.
I. Ранги и посты.
II. Штаты ведомств.
III. Штаты женского дворца.
IV. Штаты Двора наследника престола.
V. Штаты Дворов царевичей и сановников.
VI. Синтоистские богослужения.
VII. Буддийские монахи и монахини.
VIII. Крестьянские дворы.
IX. Земельные наделы.
X. Налоги, подати, трудовая повинность .
XI. Государственные школы.
XII. Назначение и продвижение чиновников.
XIII. Наследование.
XIV. Аттестация и государственные экзамены.
XV. Жалование.
Терминологический словарь.
Использованная литература.
введениеОт редактора
Свод законов «Тайхорё», опубликованный в 702 г., представляет собой правовое обобщение и систематизацию законодательных актов о социально-экономических и политических реформах второй половины VII в., направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства в форме монархии, на закрепление привилегированного, положения новой аристократии.
На эти преобразования оказали влияние соседние государства — Китай и Корея, являвшиеся в то время уже довольно развитыми феодальными обществами.
В результате этих реформ Япония перешла от первобытнообщинного строя к раннефеодальному. Историческое значение Свода законов «Тайхорё» состоит в том, что данный переход получил в нем отчетливое отражение.
Япония в III-V вв. находилась на стадии распада первобытнообщинного строя. Японцы жили родовыми общинами, объединенные родовыми культами, поклонением общему родовому божеству. Во главе патриархального рода (удзи) стоял старейшина, существовала общинная собственность на землю и орудия труда. Для борьбы с аборигенами (эбису) и подавления народных восстаний отдельные роды объединялись в родо-племенные союзы, главенствующим среди них постепенно становится родо-племенной союз Ямато. Его старейшина являлся административным вождем, верховным военачальником, главой религиозного культа, а со временем превратился в крупного земельного собственника, рабовладельца.
Придворная аристократия и местная родовая знать довольно широко применяли рабский труд, однако в силу ряда исторических причин рабовладение в Японии не достигло уровня, характерного для античной Европы, не вышло за рамки общественного уклада.
Ниже родовой знати и аристократии находились свободные общинники (крестьяне) и полусвободные профессиональные группы (бэмин), состоявшие из рыбаков, ткачей, гончаров, кузнецов, плотников и т.п.
Главенствующий род в Ямато кроме обычных бэмин имел свои профессиональные общины: оружейников (Мононобэ), служителей культа (Инбэ), администраторов (Накатоми) и Др., которые впоследствии сами стали крупными привилегированными родами (удзи). Именно между этими знатными родами, приобретшими силу и влияние, развернулась борьба за [4] главенствующую роль при Дворе (род Сога, например), за создание централизованного государства.
Проникновение в Японию буддизма из Кореи и Китая, китайской политической и общественной мысли, письменности в V-VI вв. н. э. оказало большое влияние на культурное и общественное развитие Японии того времени. Внедрение более развитого ремесленного производства, новых форм орошения и возделывания почвы, шелководства, чайной культуры значительно ускорило процесс разложения родового строя. Японцы, посещавшие Китай, однако, не только восхищались достижениями его культуры, роскошью Танского двора, но и выражали тревогу по поводу его военной мощи, военной политики. Над отсталой, раздробленной страной Ямато нависла угроза распространения военной экспансии Китая на Японские острова.
Внутри страны процесс разложения родового строя и классовая борьба достигли такого уровня, что родо-племенная верхушка уже нуждалась в крепкой централизованной власти, способной обуздать недовольство эксплуатируемых масс. Все это требовало коренных социально-экономических изменений, создания единого централизованного государства.
В 645 г. принц Нака-но Оэ с помощью старейшины знатного рода Накатоми, известного в дальнейшем под именем Фудзивара Каматари, организовал заговор и уничтожил большую часть рода Сога, игравшего главную роль в родо-племенном союзе Ямато. Победители немедленно провозгласили начало новой эпохи, которую по китайской традиции назвали «Тайка» (Большие перемены). (Отсюда произошло название- «Переворот Тайка».)
В начале 646 г. они издали «Манифест о реформах», в котором были изложены основные принципы коренных социально-политических преобразований («Реформы Тайка»), продолжавшиеся свыше 50 лет и получившие свое юридическое оформление в Своде законов «Тайхо рицурё», опубликованном в 702 г.
Реформы «Тайка-Тайхо» прежде всего упразднили действовавшую систему землевладения, через которую родовая знать осуществляла автономную власть над ее владениями и людьми, жившими на этой земле. Вся земля была объявлена государственной собственностью, а общинники — подданными Трона. Бэмин были освобождены от полурабского состояния и уравнены в правах с крестьянами. Реформы не затронули положения домашних рабов.
Пахотная земля подлежала распределению среди крестьян согласно уравнительной надельной системе — по числу едоков. За это они должны были платить налоги с урожая специальными продуктами (шелк, пряжа, ткани) и исполнять разного рода трудовые повинности (на строительстве), а также нести военную службу.
Важной частью реформ было присвоение верховному [5] правителю племени Ямато (оокими) титула императора (тэнно, дословно «сын неба»). С целью повышения царского престижа была извлечена из мифологии легенда о его божественном происхождении, о якобы непрерывной линии наследования членов императорского дома со времени первого мифического императора Дзимму (660 г. до н. э.). Преданность родовым старейшинам в соответствии с религией синто была превращена в преданность императору. Все население должно было поклоняться теперь единому божеству — богине солнца Аматэрасу.
С целью максимальной централизации государственной власти в руках Двора вся страна, получившая в это время название Нихон/Ниппон, была разделена на провинции (куни), уезды (гун) и поселения (сато) во главе с губернаторами, уездными начальниками и сельскими старостами. Для умиротворения бывших родовых старейшин и родо-племенных вождей правительство предоставило им важные административные посты и высокие ранги придворной аристократии.
Крестьяне, формально считавшиеся свободными, страдали от малоземелья, непосильных налогов и повинностей, наиболее обременительной из которых была трудовая повинность. Выполнявший эту повинность член семьи не только снаряжался и содержался за свой счет, но и обязан был выплачивать все другие налоги. Не выдерживая налогового бремени, крестьяне нередко разорялись, превращаясь в бродяг или батраков крупных земельных магнатов.
В самом законе о земельной реформе содержались положения, нарушавшие принцип государственной собственности на землю и надельной системы. Наряду с обычными крестьянскими наделами родо-племенной знати и крупным чиновникам предоставлялись привилегированные наделы: ранговые, должностные, дарственные и т.п. Эти наделы, по своим размерам в сотни и тысячи раз превышавшие обычные крестьянские наделы, вместе с прикрепленными к ним крестьянами постепенно переходили в пожизненное и даже наследственное владение императорского дома, родо-племенной знати, крупных чиновников, буддийских монастырей и синтоистских храмов. Такого рода земельные отношения стали материальной основой формирования раннефеодальной системы.
Свод законов «Тайхо» 702 г. в основных чертах определял социально-политический строй и жизненный уклад японцев да период более чем 500 лет.
702-718 гг.
ЗАКОНЫ I-XV
содержаниеОт редактора.
О "Тайхорё". Вступительная статья.
I. Ранги и посты.
II. Штаты ведомств.
III. Штаты женского дворца.
IV. Штаты Двора наследника престола.
V. Штаты Дворов царевичей и сановников.
VI. Синтоистские богослужения.
VII. Буддийские монахи и монахини.
VIII. Крестьянские дворы.
IX. Земельные наделы.
X. Налоги, подати, трудовая повинность .
XI. Государственные школы.
XII. Назначение и продвижение чиновников.
XIII. Наследование.
XIV. Аттестация и государственные экзамены.
XV. Жалование.
Терминологический словарь.
Использованная литература.
введениеОт редактора
Свод законов «Тайхорё», опубликованный в 702 г., представляет собой правовое обобщение и систематизацию законодательных актов о социально-экономических и политических реформах второй половины VII в., направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства в форме монархии, на закрепление привилегированного, положения новой аристократии.
На эти преобразования оказали влияние соседние государства — Китай и Корея, являвшиеся в то время уже довольно развитыми феодальными обществами.
В результате этих реформ Япония перешла от первобытнообщинного строя к раннефеодальному. Историческое значение Свода законов «Тайхорё» состоит в том, что данный переход получил в нем отчетливое отражение.
Япония в III-V вв. находилась на стадии распада первобытнообщинного строя. Японцы жили родовыми общинами, объединенные родовыми культами, поклонением общему родовому божеству. Во главе патриархального рода (удзи) стоял старейшина, существовала общинная собственность на землю и орудия труда. Для борьбы с аборигенами (эбису) и подавления народных восстаний отдельные роды объединялись в родо-племенные союзы, главенствующим среди них постепенно становится родо-племенной союз Ямато. Его старейшина являлся административным вождем, верховным военачальником, главой религиозного культа, а со временем превратился в крупного земельного собственника, рабовладельца.
Придворная аристократия и местная родовая знать довольно широко применяли рабский труд, однако в силу ряда исторических причин рабовладение в Японии не достигло уровня, характерного для античной Европы, не вышло за рамки общественного уклада.
Ниже родовой знати и аристократии находились свободные общинники (крестьяне) и полусвободные профессиональные группы (бэмин), состоявшие из рыбаков, ткачей, гончаров, кузнецов, плотников и т.п.
Главенствующий род в Ямато кроме обычных бэмин имел свои профессиональные общины: оружейников (Мононобэ), служителей культа (Инбэ), администраторов (Накатоми) и Др., которые впоследствии сами стали крупными привилегированными родами (удзи). Именно между этими знатными родами, приобретшими силу и влияние, развернулась борьба за [4] главенствующую роль при Дворе (род Сога, например), за создание централизованного государства.
Проникновение в Японию буддизма из Кореи и Китая, китайской политической и общественной мысли, письменности в V-VI вв. н. э. оказало большое влияние на культурное и общественное развитие Японии того времени. Внедрение более развитого ремесленного производства, новых форм орошения и возделывания почвы, шелководства, чайной культуры значительно ускорило процесс разложения родового строя. Японцы, посещавшие Китай, однако, не только восхищались достижениями его культуры, роскошью Танского двора, но и выражали тревогу по поводу его военной мощи, военной политики. Над отсталой, раздробленной страной Ямато нависла угроза распространения военной экспансии Китая на Японские острова.
Внутри страны процесс разложения родового строя и классовая борьба достигли такого уровня, что родо-племенная верхушка уже нуждалась в крепкой централизованной власти, способной обуздать недовольство эксплуатируемых масс. Все это требовало коренных социально-экономических изменений, создания единого централизованного государства.
В 645 г. принц Нака-но Оэ с помощью старейшины знатного рода Накатоми, известного в дальнейшем под именем Фудзивара Каматари, организовал заговор и уничтожил большую часть рода Сога, игравшего главную роль в родо-племенном союзе Ямато. Победители немедленно провозгласили начало новой эпохи, которую по китайской традиции назвали «Тайка» (Большие перемены). (Отсюда произошло название- «Переворот Тайка».)
В начале 646 г. они издали «Манифест о реформах», в котором были изложены основные принципы коренных социально-политических преобразований («Реформы Тайка»), продолжавшиеся свыше 50 лет и получившие свое юридическое оформление в Своде законов «Тайхо рицурё», опубликованном в 702 г.
Реформы «Тайка-Тайхо» прежде всего упразднили действовавшую систему землевладения, через которую родовая знать осуществляла автономную власть над ее владениями и людьми, жившими на этой земле. Вся земля была объявлена государственной собственностью, а общинники — подданными Трона. Бэмин были освобождены от полурабского состояния и уравнены в правах с крестьянами. Реформы не затронули положения домашних рабов.
Пахотная земля подлежала распределению среди крестьян согласно уравнительной надельной системе — по числу едоков. За это они должны были платить налоги с урожая специальными продуктами (шелк, пряжа, ткани) и исполнять разного рода трудовые повинности (на строительстве), а также нести военную службу.
Важной частью реформ было присвоение верховному [5] правителю племени Ямато (оокими) титула императора (тэнно, дословно «сын неба»). С целью повышения царского престижа была извлечена из мифологии легенда о его божественном происхождении, о якобы непрерывной линии наследования членов императорского дома со времени первого мифического императора Дзимму (660 г. до н. э.). Преданность родовым старейшинам в соответствии с религией синто была превращена в преданность императору. Все население должно было поклоняться теперь единому божеству — богине солнца Аматэрасу.
С целью максимальной централизации государственной власти в руках Двора вся страна, получившая в это время название Нихон/Ниппон, была разделена на провинции (куни), уезды (гун) и поселения (сато) во главе с губернаторами, уездными начальниками и сельскими старостами. Для умиротворения бывших родовых старейшин и родо-племенных вождей правительство предоставило им важные административные посты и высокие ранги придворной аристократии.
Крестьяне, формально считавшиеся свободными, страдали от малоземелья, непосильных налогов и повинностей, наиболее обременительной из которых была трудовая повинность. Выполнявший эту повинность член семьи не только снаряжался и содержался за свой счет, но и обязан был выплачивать все другие налоги. Не выдерживая налогового бремени, крестьяне нередко разорялись, превращаясь в бродяг или батраков крупных земельных магнатов.
В самом законе о земельной реформе содержались положения, нарушавшие принцип государственной собственности на землю и надельной системы. Наряду с обычными крестьянскими наделами родо-племенной знати и крупным чиновникам предоставлялись привилегированные наделы: ранговые, должностные, дарственные и т.п. Эти наделы, по своим размерам в сотни и тысячи раз превышавшие обычные крестьянские наделы, вместе с прикрепленными к ним крестьянами постепенно переходили в пожизненное и даже наследственное владение императорского дома, родо-племенной знати, крупных чиновников, буддийских монастырей и синтоистских храмов. Такого рода земельные отношения стали материальной основой формирования раннефеодальной системы.
Свод законов «Тайхо» 702 г. в основных чертах определял социально-политический строй и жизненный уклад японцев да период более чем 500 лет.
@темы: книги
Вступительная статья
читать дальше
РАНГИ И ПОСТЫ 1
19 статей
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
ШТАТЫ ВЕДОМСТВ 1
80 статей
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше